Как написать простейшее клиент-серверное приложение?

Посмотреть в Telegram: @JavaSobes/119
Без применения дополнительных библиотек, основа низкоуровневого сетевого взаимодействия в Java строится на двух классах: Socket и ServerSocket.

Socket – клиентское подключение. Отправляет запросы и получает ответы с заданного порта/адреса по TCP/IP-соединению. Наследники могут реализовывать протоколы более высокого уровня сетевого стека, например SSLSocket. Похож на утилиту netcat из Unix-систем. Обслуживает одно подключение к серверу, обменивается данными через InputStream и OutputStream.

ServerSocket – сервер, приёмник подключений. Занимает на машине заданный свободный порт, и в одиночку принимает все подключения к нему. Опционально можно задать свой адрес, если текущая машина доступна по нескольким, а сокет должен быть доступен только по одному из них.

Ключевой метод серверного сокета – accept(). Вызов этого метода блокирует исполнение до тех пор, пока не придет новый запрос от клиента. Возвращает пришедший запрос в виде экземпляра класса Socket. Чтобы сделать сервер параллельным, accept() должен вызываться в параллельных потоках.

Стандартную внутреннюю реализацию сокетов можно подменить, установив для них статическую фабрику типа SocketImplFactory, методом setSocketFactory().

Для высокоуровневых (HTTP, FTP) запросов в стандартной библиотеке есть класс URLConnection и его наследники.

Полный пример клиент-серверного приложения доступен в туториале на сайте Oracle.